Фрагмент для ознакомления
2
В условиях глобализации особую важность для успешного функционирования любого предприятия приобретает разработка новых перспективных стратегий обеспечения конкурентоспособности. В последние годы в связи с введением санкций и уходом с российского рынка части зарубежных компаний особенно возрастает значимость оценки конкурентоспособности на отечественном рынке.
Рассматриваемая тема является на сегодняшний день недостаточно разработанной - оценка уровня конкурентоспособности довольно сложно поддается комплексному анализу. Сложно получить информацию о рынке в целом, о том, какой стратегии придерживается та или иная фирма, каких результатов добивается в процессе реализации выбранной стратегии развития.
Содержательная сущность конкурентоспособности не имеет общепринятого формального, а тем более количественного определения. Помимо того, объектом анализа конкурентоспособности чаще всего является товар, а не вся деятельность предприятия.
Теория конкурентоспособности предприятия и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хек-шера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности предприятий внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности предприятий, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей. [8]
Оценка конкурентоспособности предприятия может прояснить сложившуюся экономическую ситуацию, определить положение предприятия на рынке, выявить слабые места организации, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте.
Целью курсовой работы является изучение анализа конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности предприятия.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность анализа конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности предприятия;
- провести оценку внутренних факторов конкурентоспособности ЗАО НПП «ФАРМАКС»;
- провести оценка внешней среды и конкурентоспособности ЗАО НПП «ФАРМАКС».
Объектом исследования является ЗАО НПП «ФАРМАКС», г Киров
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
1. СУЩНОСТЬ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОВ НА РЫНКЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности
Экономическая результативность отраслей и отдельных хозяйствующих субъектов неразрывно связана с конкуренцией. Определение сущности конкуренции, ее функций и видов необходимо для выбора оптимального рыночного поведения и достижения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
В общетеоретическом смысле конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства.
Такое столкновение при рыночных отношениях неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаропроизводителями в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание - экономический закон товарного хозяйства [16].
Средством конкуренции являются товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Если объектом конкуренции считать потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный фирмами-соперниками, а субъектами фирмы-изготовители и фирмы услугодатели.
Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара (услуги). При этом основным методом конкурентной борьбы ему виделись изменения цен. Поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ведения. Так, в марксистской трактовке конкуренцией называется «свойственная товарному производству- антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров» [20].
Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества.
Наряду с поведенческой трактовкой в 19 и особенно в 20 веке получила распространение трактовка структурная. Ее истоки восходят к работам Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
Третий подход к определению конкуренции является функциональным.
Й. Шумпетер, в частности, в рамках своей теории определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии [20].
Ф. Фон Хайек рассматривал конкуренцию совсем с другой стороны, называя ее процедурой открытия. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое - становится явным. Скажем, в условиях типичной для реального рынка нехватки информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться несколько возможных линий поведения фирмы. И только конкуренция «открывает», какая из них на самом деле верна, а какая ведет в тупик [20].
В Законе РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 16.02.2022) «О защите конкуренции» конкуренция определена как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [1].
Предметом конкуренции является товар, произведенный и представленный на рынок с целью его приобретения и использования покупателем. В условиях рынка товаром могут быть: средства производства, потребительские товары, услуги, идеи, знания и умения, ценные бумаги и другие ценности. При этом товар становится предметом рыночного обмена только в случае, если потребитель признает его полезность, призванную удовлетворить определенные потребности покупателя. Например, самолеты могут выступать и как в качестве средств производства - при их приобретении коммерческими авиакомпаниями, и как потребительский товар - в случае их приобретения для личного пользования [9].
Понятие «конкуренция» тесно связано с понятием «конкурентоспособность».
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара - это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предполагает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания.
Осознавая значимость конкурентоспособности продукции своих стран для национальной экономики, правительства ряда развитых государств, считают необходимым содействовать ее обеспечению, применяя как рыночные механизмы повышения конкурентоспособности, так и нерыночные, к которым относятся лоббирование продаж товаров на межгосударственном уровне. Предоставление связанных кредитов для закупок товаров, производимых страной-кредитором, нетарифные барьеры: антидемпинговые и компенсационные пошлины, договорные ограничения, жесткие и разнообразные нормы качества ввозимой продукции и т.д.
онкурентоспособность - многогранное понятие, которое может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач.
Универсального определения конкурентоспособности для всех субъектов экономики нет и в принципе быть не может. Все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно рассматривается.
Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш. трактуют ее как способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей [6].
Киперман Г.Я. считает, что это способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности [15].
Фатхутдинов Р.А. анализирует конкурентоспособность организации, как способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами [16].
Хруцкий В.Е. и Корнеева И.В. дают следующее определение: « конкурентоспособность организации - это способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в текущий период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг» [6].
На микроуровне термин «конкурентоспособность» применим к конкуренции некоторого числа фирм, которые ведут хозяйственную деятельность в целях получения максимальной прибыли и обеспечения экономического роста.
Конкуренция подразумевает увеличение удовлетворения спроса потребителей посредством производства (реализации) продукции. На этом уровне правомерно говорить о конкурентоспособности конкретной продукции, т.е. ее способности соответствовать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогами, представленными на рынке. С одной стороны, конкурентоспособность обусловливается качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, с другой - рыночными ценами предложения.
На макроуровне конкурентоспособность определяется в высшем уровне экономического роста и возможности генерировать постоянно растущие реальные доходы населения и жизненные стандарты. В свою очередь достижение социальных и природоохранных целей дополняет понятие конкурентоспособности на макроуровне и расширяет набор отражающих ее индикаторов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. О защите конкуренции Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 16.02.2022) [Электронный ресурс] // Сайт (с) ООО «НПП «Гарант–Сервис», 2022. – Режим доступа: (http://www. garant.ru/hotlaw).– Проверено 10.03.2022
2. Абдукаримов, И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учеб.пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. – М.: ИНФРА–М, 2020. – 214 с. – (Высшее образование: Магистратура).
3. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.
4. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 474 с.
5. Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Голубкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 363 с.
6. Григорьев, М. Н. Маркетинг : учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
7. Григорян, Е. С. Маркетинговые коммуникации : учебник / Е. С. Григорян. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 294 с.
8. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 496 с.
9. Канке, А.А. Анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая, – 2–е изд., испр. и доп. – М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА–М, 2019. – 288 с.
10. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособное : учеб. пособие / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. Москва : Омега-Л, 2019. - 325 с.
11. Растова, Ю.И. Экономика организации (предприятия) (для бакалавров) / Ю.И. Растова, С.А. Фирсова. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
12. Романова, А.Т. Экономика предприятия: Учебное пособие / А.Т. Романова. - М.: Проспект, 2019. - 176 c.
13. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г.В. Савицкая. – 6–е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА–М, 2019. – 378 с.
14. Сафиуллин Н. З. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность: монография / Н. З. Сафиуллин, Л. Н. Сафиуллин. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 104 с.
15. Скляренко, В.К. Экономика предприятия: Учебное пособие / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - М.: Инфра-М, 2018. - 416 c.
16. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 312 с.
17. Фокина, О.М. Экономика организации (предприятия) / О.М. Фокина, А.В. Соломка. - М.: КноРус, 2018. - 486 c.
18. Финансовый менеджмент: теория и практика / под редакцией Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива – 2019. – 482 с.
19. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А. Д. Шеремет и др. – М.: «Инфра–М», 2019. – 207 с.
20. Шохин, Е. И. Финансовый менеджмент / Е. И. Шохин. – М.: КноРус, 2017. – 480с.